Храм во имя Святителя Николая Архиерейского подворья, г. Клинцы

243140 Брянская обл. г. Клинцы, пер. Богунского полка, 4
тел. (8 48 336) 4-25-91
Настоятель: иерей Павел Чухно, штатные священники: иерей Артемий Лалаян, иерей Димитрий Меньшиков
Историческая справка
Храм во имя Святителя Николая расположен на территории древнего посада, на высокой точке берегового склона р. Московка, на углу с Краснознаменной ул., в ограде. Первоначально здесь стояла деревянная Большая Вознесенская часовня, сооруженная старообрядцами - выходцами из слободы Ветка. В 1760 г. она была превращена в церковь Сергия Радонежского, которая сгорела в 1776 г. В 1778-80 гг. на ее месте клинчанами был построен новый деревянный храм Вознесения, отличавшийся оригинальной архитектурой, высотой и стройностью. В 1801—04 гг. вблизи него церковным старостой И.К. Карташевым, выступившим в роли зодчего, возведена деревянная многоярусная колокольня. В 1812 г. в храме устроен придел Воскресения. Несколько ранее рядом была поставлена теплая деревянная церковь Чуда Архангела Михаила, сооруженная заново в 1819-21 гг. с приделами Сергия Радонежского и Георгия Победоносца. В 1846 г. все церкви стали единоверческими. В 1850-х гг. для местночтимого чудотворного образа Николы, написанного тем же И.К. Карташевым еще до постройки Вознесенского храма и поставленного сначала над воротами ограды погоста, была сооружена деревянная часовня. В нач. 20 в. она заменена нынешней, которая в настоящее время является единственным сохранившимся храмом из упомянутых. Остальные сгорели во время Великой Отечественной войны. Небольшое двухэтажное здание с воротами внизу и одноглавым храмом вверху сооружено из кирпича и оштукатурено. В настоящее время ворота заложены, на месте проезда устроен Никольский храм с деревянным входным тамбуром. Оригинальная постройка неорусского стиля выдержана в формах новгородско-псковской архитектуры 14-15 вв. Стены центрального кубического объема с широкими лопатками на углах завершены трехлопастными арками, увенчанными щипцами; над восьмискатным покрытием возвышается цилиндрический световой барабан с луковичной главкой. С севера и юга к кубу примыкают низкие прямоугольные пристройки, напоминающие приделы. Асимметрию в композицию вносит крытая лестница с крыльцом, выступающая с западной стороны и размещенная в основном над южной пристройкой. В лаконичном убранстве фасадов использованы элементы декора, присущие зодчеству Новгорода и Пскова: киот с металлическим подковообразным козырьком над аркой проезда, "бровки" с зубчиками над узкими арочными- окнами в верхней части стен куба, орнаментальные пояски из нишек и бегунца. Интересны низкий цилиндрический столб на углу крыльца, который явно напоминает детали псковских построек, и плоские арочные ниши с расположенными в них узкими, также арочными окнами. Интерьер Никольского храма разделен поперечной аркой на две части с пологими коробовыми сводами; такие же своды перекрывают и боковые пристройки. Квадратное бесстолпное помещение часовни имеет сомкнутый свод с распалубками над окнами и световым кольцом барабана в центре, а также узкую деревянную галерею хор у западной стены. Иконостас часовни собран из разновременных частей в сер. 20 в., тогда же написаны иконы. Представляет собой небольшое трехъярусное сооружение с более высоким местным чином. Пышные резные царские врата и обрамления икон праздничного чина со сложным переплетающимся узором замысловатого рисунка выполнены в 1-й пол. 18 в. в стиле барокко. Интерьер церкви расписан масляными красками в сер. 20 в. К этому же времени относится ее сборный трехъярусный иконостас, на плоской поверхности которого слабо выступают разделяющие иконы колонки.