Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече со студентами МПГУ
— Добрый день, Ваше Святейшество! Меня зовут Еремина Мария, я студентка Института филологии. Разрешите Вам задать такой вопрос. Сейчас постоянно говорится о разрушении семьи как социального института и о нежелании молодежи связывать себя узами брака. Что бы Вы посоветовали для преодоления таких мыслей у молодого поколения?
— Вы знаете, что бы я сейчас ни говорил, это будет как горох об стенку для тех, кто мыслит так, как Вы сказали. Им кажется, что так и надо жить, а какой-то седовласый дедушка, plus quam perfectum, что-то там рассказывает, учит… Не думаю, что мои слова могут произвести переворот в душе у кого-то, кто настроен так, как Вы говорите, но я все-таки отвечу.
Можно скептически относиться к моим словам. Можно скептически относиться к тому, что говорят родители. Можно скептически относиться к тому, что говорят учителя. А вот теперь самый главный вопрос: а откуда мы получаем знания? Почему мы взрослеем? Почему мы умнеем? Почему мы обретаем новый опыт? Именно потому, что нас чему-то научили родители, научили учителя, научили священники, научили хорошие книги. Мы получаем мудрость извне. Не мы ее генерируем — это не наша мудрость, это мудрость других. А наша мудрость заключается в том, чтобы усваивать подлинную мудрость и отвергать то, что таковой не является, отделяя пшеницу от плевел, как учит нас слово Божие.
— Добрый день, Ваше Святейшество. Меня зовут Кучербаева Алла. Я студентка Института биологии и химии. Скажите, пожалуйста, чем, на Ваш взгляд, вызвано беспрецедентное распространение по всему миру в последние десятилетия квазиценностей, противоречащих подлинной духовности, морали и культурно-историческим традициям народов, в том числе россиян?
— Квазиценности возникают, потому что те, кто таковые распространяют, очень боятся влияния подлинных ценностей. Нельзя отменить подлинную ценность, например, семью и брак, но можно создать квазиценность, так называемое сожительство. «Давай поживем, посмотрим, что получится, либо будем жить дальше, либо разбежимся» — это квазиценность. То, что пытается заменить подлинную ценность — брак, в который люди вступают с очень ответственными обязательствами по отношению друг к другу, а если венчались, так еще и с обязательствами пред Богом. Так что квазиценность помогает людям катиться вниз, а подлинная ценность — подниматься вверх.
Вот почему квазиценность нужно воспринимать как оружие, запускаемое теми, кто борется с подлинными ценностями, будь то ценности духовные, религиозные, патриотические, культурные. Для чего это делается? Для того чтобы стереть грань между правдой и ложью. Правда — высочайшее произведение искусства, а ложь — подтасовка, но если вы размещаете и то, и другое на одной стене в музее, вы заставляете людей думать, что и то, и другое относятся к ценностям. Но это ложь, а отец лжи есть диавол. Вот почему «блюдите, како опасно ходите» (см. Ефес. 5:15). Эстетический вкус, образование, в том числе художественное, литературное, общекультурное образование, я уж не говорю о религиозном образовании, вооружает нас критерием, который помогает опознавать, где правда, а где ложь, где свет, а где тьма, где шедевр, а где квадрат, объявленный «шедевром».
— Здравствуйте, Ваше Святейшество! Я студентка Института физики, технологии и информационных систем Павлюченко Олеся. Ни для кого не секрет, что у нас сейчас очень сложная демографическая ситуация. Как Церковь противоборствует появлению и распространению негативных явлений в данной сфере?
— Очень деликатная, чувствительная тема, которой Церковь сейчас очень активно занимается. У нас действительно недостаточная рождаемость, и последствия для страны могут быть катастрофическими. Мы великая страна, у нас огромные просторы, но у нас не хватает людей. А ведь общество развивается, и кому-то надо работать, — вот и появляются гастарбайтеры, которые вначале выглядят как совсем чужие, иностранцы. Не умеют говорить, потом немножко начинают общаться по-русски, а потом женятся на русских, прописываются, становятся гражданами… Как будто в этом не должно быть ничего плохого, но есть один риск: такого рода люди не становятся нам близки ни по вере, ни по культуре. У них своя вера и своя культура. Образованный, интеллигентный русский человек должен с уважением относиться и к вере, и к культуре других людей, но если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они сравняются или, не дай Бог, станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность.
Поэтому, не входя в тонкости миграционной политики, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что стремление заполучить дешевую рабочую силу в городе Москве не должно привлекать огромное количество людей, принадлежащих к иной культуре, к иной вере, часто не знающих русский язык и не имеющих, простите, уважения к России и к ее народу. Не о всех говорю, но ведь есть и те, кто и язык не учит. Поэтому межрелигиозная, межнациональная напряженность, которая в будущем может очень сильно ранить наше общество, формируется как бы из мелочей, которые сейчас очевидны, но завтра эти мелочи окажутся уже не мелочами. Понимаю, Москва растет, какие дома строим, и с этой утилитарной точки зрения нужна рабочая сила. Не хватает ее Москве, но ведь эта сила никуда не уедет после того, как дома построятся, — она вся останется здесь. У меня нет никаких плохих чувств к мусульманам. Я долгие годы, да и сейчас занимаюсь отношениями Русской Церкви с исламским сообществом. У нас исторические исламские общины и в Москве, и в Уфе, и в других местах, и у Патриарха очень хорошие отношения с руководителями этих общин. Но не о них речь идет, и даже не об отношении к исламу. Речь идет о демографических процессах, которые могут радикально изменить природу нашей страны и нашего государства. Поэтому нужно очень внимательно подумать, как работать с этой проблемой. Какие-то мысли у меня есть, не могу их здесь, к сожалению, озвучить, но считаю, что наше политическое руководство, капитаны нашей индустрии, интеллигенция, общественность должны помнить, что происходящее сегодня может привести к благополучию для всех, а может завершиться очень большими трудностями и проблемами для России, государства многонационального, но ядром которого является русский народ.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Похожие статьи:
Новости → Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с боевыми действиями в Курской области
Новости → Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с авиакатастрофой в Египте
Новости → Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС
Новости → Фотоальбом к 70-летию Святейшего Патриарха Кирилла