ГлавнаяНовостиСобор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Служение правящего архиерея

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Служение правящего архиерея

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Служение правящего архиерея

12 февраля 2016 года, в день памяти Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в кафедральном соборе Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла г. Клинцы была совершена Божественная литургия.

Богослужение возглавил Преосвященнейший Владимир, епископ Клинцовский и Трубчевский.

Его Преосвященству сослужили клирики кафедрального собора.

За богослужением пел хор кафедрального собора под управлением регента С.Л. Ивановой. После сугубой ектении звучала молитва о даровании мира Украине.

По окончании Божественной литургии епископ Владимир поздравил прихожан с днем памяти Вселенских учителей и святителей и преподал молящимся благословение.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в IV–V веках.

Они стали свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций, и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещение жертвоприношений (341 г.), закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.) были бессильны перед тем, что сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. Язычество инертно бродило по империи, хотя и подобно живому трупу, гниение которого началось, когда поддерживающая рука государства (381 г.) отдалилась от него. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма — плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, которая во многом схожа с современной.

Все три святителя были блестяще образованы. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Здесь святые друзья знали две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. Эта дружба продолжалась всю жизнь. Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи Ливания; богословие он изучал у Диодора, впоследствии знаменитого епископа тарсийского, и епископа Мелетия. Ко всем троим приложимы слова из жития св. Василия: он изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не учился ничему другому.

Жизнь и творения трех святителей помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия с христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Святители не отрицали светской культуры, а призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).
Установление празднования трем вселенским учителям разрешило долгий спор среди народа Константинополя о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Каждый из великих святителей казался для его последователей величайшим, от чего среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Владыка Иоанн тут же примирил враждующих и установил новый праздник в конце января — месяца, в котором празднуется память каждого из трех святителей: 1 января — Василия Великого; 25 января — Григория Богослова и 27 января — Иоанна Златоуста (даты указаны по старому стилю).

С использованием материалов http://www.pravoslavie.ru/

Изображения к материалу

Похожие статьи:

НовостиЕпархия встретила Святителя

НовостиСлово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Владимиру (Новикову), епископу Клинцовскому и Трубчевскому

НовостиХиротония архимандрита Владимира (Новикова) во епископа Клинцовского и Трубчевского.

НовостиПервое Архиерейское Богослужение

НовостиНовости Митрополии. Праздник Собора Вселенских учителей

13 февраля 2016
Комментарии (0)
Актуальная аналитика
«Журнал Московской Патриархии» продолжает разговор о кризисе межправославных отношений и неканоничности решений и действий Константинопольского Патриарха Варфоломея
17 октября 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения Архиерейского Собора по украинскому церковному вопросу
Комментарий Секретариата Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви
Конкурс проводится Фондом преподобного Серафима Саровского при поддержке аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе
Директор правозащитного центра ВРНС Роман Силантьев призвал духовенство сначала разобраться в ситуации, а «потом выступать с резкими заявлениями»
Календарь