ГлавнаяНовостиV Рождественские чтения Клинцовской епархии

V Рождественские чтения Клинцовской епархии

V Рождественские чтения Клинцовской епархии

«Нравственные ценности и будущее человечества» - под таким названием по благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Клинцовского и Трубчевского, в ЦКД «Современник» города Клинцы прошли V Рождественские чтения Клинцовской епархии с международным уклоном.

Данные чтения являются региональным этапом XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, которые пройдут в Москве с 24 по 26 января 2018 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Начались Рождественские образовательные чтения с Божественной литургии в кафедральном соборе во имя Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Затем торжественное открытие Чтений, по традиции, началось с молитвы «Царю Небесный» в Центре культуры и досуга «Современник».
С приветственными словами к собравшимся обратился епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир. Правящий архиерей, в частности, отметил, что тема Чтений немыслима без церковного мышления, тем самым отметив, что Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе отметил, что все те, кто составляет Церковную полноту, призваны являть пример веры действующей любовью, по Апостолу Павлу, утверждать высокие нравственные нормы человеческого бытия, созидать мир и гражданское согласие.

С приветственным словом на пленарном заседании выступили: помощник губернатора Брянской области по вопросам религий Лариса Ивановна Колинко, представитель Брянской митрополии иерей Иоанн Славицкий, руководители города Клинцы. Приветственное слово от епископа Гомельского и Жлобинского Стефана было предоставлено протоиерею Димитрию Мельникову. Также Рождественские образовательные Чтения объединили представителей педагогического сообщества, духовенства и работников культуры в поисках эффективных путей духовно-нравственного воспитания молодежи.

После чего был подписан двусторонний договор о сотрудничестве Клинцовской епархии с Гомельской организацией «Знание».
В Центре культуры и досуга, где проходило пленарное заседание, прошло награждение победителей фотоконкурса «И был вечер, и было утро, день седьмой».

Далее чтения продолжились в режиме круглых столов: лекция – семинар «1917-2017: Уроки столетия» (модераторы: иерей Серафим Похожай, Афонина Н.М.); круглый стол «Проблема аборта в современном обществе: пути совместного решения» (модераторы: протоиерей Сергий Кузнецов, Нестерова О.А.); семинар: «2017 год- год экологии: отношение к Божьему Творению в XXI веке. Экология души» (модераторы: протоиерей Владимир Похожай, председатель правления РГОО «Белорусское общество «Знание» Рыбак Н.И.).
Вниманию участников образовательных Чтений в холе были представлены фотовыставка Клинцовской епархии «И был вечер, и было утро: день седьмой», декоративно-прикладного творчества воспитанников воскресной школы и выставка духовной литературы.
По окончании мероприятия был зачитан итоговый документ V Епархиальных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». 

Фото: http://klintsy.info/

 

Доклад епископа Клинцовского и Трубчевского Владимира на V Рождественских чтениях

Многоуважаемые участники Рождественских чтений,
дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую Вас, собравшихся в граде Клинцы на V Рождественских чтениях. Сегодняшняя тема: «Нравственные ценности и будущее человечества» немыслима без церковного осмысления.
Его Святейшество, Святекйший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своём докладе на Архиерейском Соборе. Проходившем в Москве, сказал следующее: «Сегодня, в реалиях современной общественной жизни, перед лицом новых вызовов секулярного мира все мы – и Патриарх, и архипастыри, и пастыри, и монашествующие, и миряне – составляющие церковную Полноту, призваны являть пример «веры, действующей любовью» (Гал. 5,6), утверждать высокие нравственные нормы человеческого бытия, созидать мир и гражданское согласие, помышлять только о том, «что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно» (Флп. 4,8).
Сегодня, в эпоху глобализации, многие секулярные политики вынашивают идею «планетарного гуманизма», т.е. внедрение в сознание людей единого мировоззренческого стандарта для всего мира. Стандарт этот основывается на так называемых общечеловеческих ценностях, т.е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности. Лидеры глобализации, либеральные гуманисты, болезненно реагируют на любые религиозные символы и упоминания о Боге. В отличие от Вольтера, который высокомерно утверждал, что «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», они настаивают на другом выражении: «Если Бог и есть, то надо о нём умолчать». Воскресшему Христу не место, по их мнению, в сфере общественного бытия. Кстати, весьма показательно, что в так называемой Конституции Евросоюза отсутствует даже упоминание о христианстве как колыбели современной европейской цивилизации.
Ещё в середине 19 века наши мыслители, старшие славянофилы Хомяков, братья Киреевские, Аксаков прямо утверждали, что западные исповедания – католицизм и протестантизм с отпадением от Православной Церкви, совершили нравственное самоубийство, христианство на Западе умерло.
К сожалению, выводы славянофилов оказались пророческими: в Европе 21 века наблюдается угасание христианской жизни, храмы пустеют, уже многие из них сдаются под концертные залы, рестораны и даже мечети.
Вообще в современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой морали: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате стирается граница между добром и злом. Вместе с тем, умение отличать добра от зла – это то нравственное чувство, которое дано человеку Богом. Способность направлять свою волю к добру, отвергая зло, называется свободой. Подлинная свобода только в Боге. «познайте Истину, и Истина сделает вас свободными», - говорит Господь. Христианство всегда подчёркивало, что только путь нравственной жизни помогает человеку обрести свободу (ср. Ин. 8,32), и не стать рабом греха.
Если христианство есть религия Богочеловечества, то либеральный гуманизм, по сути, есть религия человекобожия, которая отменяет нравственные божественные начала и несёт только разрушение по всему миру.
История нашего Отечества подтверждает библейское понимание действия нравственного закона. Приведем несколько исторических примеров.
В конце XI века Киевская Русь стала распадаться в результате начавшихся междоусобиц. В этой вражде самым неприглядным образом попирались все нравственные законы. На первое место вышла жажда власти, в ход шли подкуп, заказные убийства, например, святых Бориса и Глеба, клевета, неправедные судебные приговоры, заключение союзов с врагами Руси. Наказание не замедлило. В 1093 году половцы совершили разорительный набег на Киев, разграбили Киево- Печерский монастырь, увели с собой множество пленных. Прп. Нестор летописец так объяснил причину произошедшего: «Был плач великий в городе, за грехи наши великие и неправды, за умножение беззаконий наших. Это Бог напустил на нас поганых, не их милуя, а нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Наказывает он нас нашествием поганых; это ведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути своего».
Исторический урок был усвоен ненадолго. Вскоре всё возобновилось. Русские самым жестоким образом воевали с русскими. К голосу Церкви никто не прислушивался. В XIII веке на месте некогда могущественной единой Руси лежало лоскутное одеяло из десятков мелких, враждебно настроенных друг по отношению другу княжеств. И вновь последовало наказание - Русь попала под монголо-татарское иго.
Когда Русь замерла в руинах, в пепелищах пожаров, в унижении от захватчиков, снова стал слышен никогда не умолкавший голос Церкви.
По-прежнему оставаясь политически зависимой, в военном отношении слабой, в экономике застоя, обираемая данью и страдающая от частых грабительских набегов, Русь начинает укрепляться духовно и нравственно. Главную роль в этом сыграли наши святые. Известный историк XIX века В.О.Ключеский в юбилейной речи по случаю 500-летия блаженной кончины игумена Русской земли, при.Сергия Радонежского точно заметил: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной». При.Сергий за 40 лет своего игуменства сформировал в нравственном отношении целое поколение русских людей. Они и одержали победу на Куликовом поле. Они и начали объединять Русь. Имея в виду такие исторические примеры, современный богослов точно заметил: святой человек может стать решающим фактором геополитики.
И вновь не усвоены были эти исторические уроки нравственности навсегда. В начале XVII века Россия погрузилась в Смуту. Такое имя начавшейся беде дали сами современники. Что такое Смута? Смута - это мутная взвесь, в которой перемешаны грязное и чистое. Так и было. Смута была состоянием нравственной мути, когда поменялись местами и смешались добро и зло, свет и тьма, верность и предательство. Последовало суровое наказание: государство распалось, отдельные области России перестали подчиняться центру (как бы мы сказали сейчас: состоялся парад суверенитетов). Значительная территория попала под оккупацию европейских страна - Польши и Швеции. Была захвачена Москва. Предательское правительство - Семибоярщина решало вопрос, кому из врагов Отечества выгоднее сдать Россию Нависла реальная угроза церковной унии.
Только духовное укрепление и нравственное оздоровление, к которому призвали святые Божии люди, такие как священномученик патриарх Гермоген, нижегородский староста Косьма Минин, князь Димитрий Пожарский, позволило людям вновь определить свою самоидентичность, вновь стать народом. Ибо народ - это не население, не граждане, не электорат. Народ - это категория духовная и нравственная. И только народ, так понимаемый, имеет историческое будущее.
Господь дал нам силы на продолжение нашей истории. Россия восстановилась и укрепилась. Для многих народов она стала единым домом, семьей, потому что в основу взаимоотношений легли нравственные скрепы, а уже на них - экономические связи и политическая система. И уж чем точно не была Россия, так это тюрьмой народов, как пытались убедить всех потом большевики, раскачивавшие это единство, стремясь вызывать энергию новой разрушительной Смуты в начале XX века.
К сожалению, забвение нравственных уроков нашей истории, сделали возможным события, столетие которых мы вспоминаем сегодня. Прав Джордж Сантаяма, сказавший: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь».
Революция 1917 года открыла простор к пересмотру фундаментальных нравственных оснований русской цивилизации. Новизна заключалась в том, чтобы убрать из нравственного закона Творца этого закона. Например, моральный кодекс строителя коммунизма, принятый XXII съездом партии, еще содержал в себе отголоски христианских заповедей. Он провозглашал коллективизм и товарищескую взаимопомощь (один за всех, все за одного); гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: (человек человеку - друг, товарищ и брат). Приветствовались честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей. Но было утрачено самое главное.
Вспомним: в Евангелии рассказывается о том, как некий книжник спрашивал Иисуса Христа о главной заповеди. Христос в ответ Сам спросил книжника, что он понял об этом, читая Писание? И книжник сказал, что есть две заповеди: первая: возлюби Бога всем сердцем, всею душою, всем помышлением своим; и вторая: возлюби ближнего своего, как самого себя.
Что такое коммунистическая нравственность? Отбрасывание первой заповеди и принятие второй: Бога нет, а вот ближнего надо любить. Но на чем будет держаться вторая заповедь, если нет первой? Роль фундамента возложили на идеологию, литературу, искусство. Однако без Бога все заповеди теряют свое основание. И вместо рая на земле мы получаем концлагерь, вместо изобилия нужду и голод.
В одном из романов Габриэля Маркеса рассказывается об обществе, постепенно теряющем память. Люди стали забывать историю, свои родовые корни, своих жен и детей, как их зовут, адрес своего дома, забывали всё. И эта слабеющая память делает их деградирующим обществом. Чтобы спастись от болезни, они стали ко всякому предмету прикладывать таблички с названием предмета и способом его употребления. А в центре города, на главной площади водрузили плакат со словами «Бог есть».
Вот эта простая и важнейшая истина - Бог есть - единственная, которая дает нравственности глубокие корни. Вернуть эту истину нравственному воспитанию - главная задача. Потому что есть соблазн говорить о нравственности без духовности, а о духовности - без Иисуса Христа. Но это все равно, что отказаться от источника воды живой и сооружать сухие колодцы, которые создают иллюзию возможности утолить жажду, но ничего не могут дать. Об этом говорил Господь Своему народу через пророка Иеремию, когда совершилось разрушение Иерусалима, уничтожение храма Господня и народ был отведен в вавилонский плен: «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер.2:13). И когда мы вспоминаем недавнюю историю нашего Отечества: попытки построить безбожный рай и затем мгновенное крушение, казалось бы, незыблемого государства, разве не объясняют нам эти слова Божии главную причину всего произошедшего? Разве не проистекает из них урок, который надо усвоить, если мы думаем о нашем будущем?
О нравственных уроках нашей истории надо помнить и рассказывать о них подрастающему поколению. Но рассказывать о них - значит рассказывать и о Христе. А это непросто. Для этого нужно, чтобы каждый, кто участвует в нравственном воспитании, будь то священник, учитель, политик, врач, родитель, - ввел Христа в свою жизнь. Ведь те, кто нас слушают, умеют почувствовать, каковы мы, утверждающие необходимость следования нравственному закону. Они слушают нас и иногда недоумевают: если Христос есть, почему тогда говорящий о христианской нравственности живет так, как будто Христа нет? Нужно ввести Христа в свою жизнь, и Он даст крепчайшее основание всем нашим созидательным усилиям.
Убежден, что диалог общества и церкви, в рамках Епархиальных чтений, станет важным вкладом в укрепление единства понимания нравственных ценностей и их сохранения для последующих поколений.
Желаю всем нам плодотворной работы на благо нашего Отечества, нашей епархии и всей полноты Православной Церкви!
Аминь.

Изображения к материалу

Похожие статьи:

НовостиДелегация Клинцовской епархии на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях

НовостиПреосвященнейший Владыка Владимир и делегация Клинцовской епархии приняли участие работе XXIV Международных Рождественских образовательных чтений

НовостиНаше будущее определяется в наших школах, считает представитель Церкви

НовостиВ.Р. Легойда: Евангелие — самая большая новация в истории человечества

НовостиЗаседание Епархиального Совета

9 декабря 2017
Комментарии (0)
Актуальная аналитика
Святейший Патриарх выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи
К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Фильм, посвященный 15-летию интронизации Предстоятеля Русской Православной Церкви
Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы генерального директора ТАСС А.О. Кондрашова
Календарь